Управление бизнес-процессами в газораспределении

26.06.2014

Управление бизнес-процессами в газораспределении

Журнал "ГАЗПРОМРЕГИОНГАЗИНФОРМ" №4 2005

         

 

Авторы: Н.А. Мурашко, М.А. Миденко Полная версия статьи (pdf, 2,3 Mb)

  

В настоящее время в большинстве стран гарантией качества считается работа компании по стандартам ISO 9001. Подтверждением безупречной организации бизнес-процесса в фирме на всех его стадиях - от заказа до послепродажногообслуживания - является сертификация по ISO 9001. Сертификация гарантирует, что компания хорошо организована, в ней четко распределены обязанности, процедуры, соблюдается технология работы, имеются оперативные инструкции,документированные и известные всему персоналу, процедура контроля выполняемых работ и, конечно, профессиональный и хорошо обученный персонал, способный выполнять свою работу качественно и в срок.


Чтобы привести организацию к данным международным стандартам необходимо начать с оптимизации бизнес-процессов. Рассмотрим два базовых варианта организационной модели работы организации.
В первом варианте лежит принцип логистического конвейера или про­цессного подхода. При этом варианте услуга или товар на своем пути к клиенту проходит через руки нескольких специ­алистов, каждый из которых выполняет определеннуюфункцию, например, бух­галтерскую. В данной службе реализован процессный подход - сначала одним сотрудником выписывается счет на услугу, другим бухгалтером принимается платеж (наличный или безналичный), третьим специалистом -выдается товар на складе, четвертый контролирует де­биторскую задолженность и т.д. Все эти операции выполняются для всех видов товаров и услуг.


Во втором варианте, который еще называется системным подходом, организация разбивается на отделы или службы в соответствии с определенны­ми группами услуг, например, Служба домовых сетей (СДС) обслуживает газовое оборудованиев домах, Служба подземметаллзащиты (СПМЗ) занимает­ся только защитой газопроводов и т.д. В каждой службе есть свой специалист, который производит расчет сметы (сметчик), другой специалист зани­мается формированием акта выпол­ненных работ и прочей бухгалтерской отчетностью, рабочие с мастерами вы­полняют работы определенной группы услуг по прейскуранту, руководитель отдела осуществляет контроль задол­женности и выполнения обязательств по договорами т.д.

Достоинства и недостатки методов

В основе первого варианта лежит процессный подход к управлению предприятием, получивший широкое распространение во всех отраслях экономики. В связи с тем, что сотрудник фокусируется на своем конкретном участке работы,повышается его про-] фессиональный уровень, он более быстро и эффективно выполняет воз­ложенные на него обязанности. В литературе по логистике встречаются} мнения, что при этом сотрудника не интересуют общие цели отдела или организации, и при возникновении проблем, он может их решать в ущер другим. Здесь необходимо перевес данный недостаток в плоскость управ-] ления и мотивации персонала, заинте ресовав его конечным результатом Второй вариантпозволяет со] трудникам конкретной службы боле глубоко знать специфику оказанк определенной группы услуг ий товара и более четко отслежива! пожелания клиентов. К недостач необходимо отнести параллельна работу служб.Отсутствие коордй нирующего центра оборачивает! упущенными возможностями в вопросах формирования материальных запасов, оптимизации перемещения персонала на объекты, борьбу с де­биторами ведет руководитель каж­дойслужбы отдельно, иногда ставя приоритет возврата задолженности по своим договорам в ущерб другим службам, этим пользуются недобро­совестные заказчики и т.д.

       Выбор организационной структурв

При выборе модели функциониро­вания предприятия готовых рецептов не существует. Именно поэтому могут сосуществовать на различных уровнях два варианта.
В трудах по логистике при выборе варианта делается акцент на ассорти­мент услуг и товаров фирмы.

ГРО постоянно оказывает набор услуг,-спрос на которые не зависит от типа клиента (большой он или ма­ленький), поэтому основной задачей специалистов по логистике является поддержание оптимального уровня не­обходимых страховыхзапасов(например, трубопроводов, задвижек и про­чего), планирование и осуществление в срок заказов, например, по ремонту газового оборудования, выполнение аварийных заявок и т.д.
 

Основной акцент деятельности ГРО ставится на безаварийную и без­опасную эксплуатацию газовых сетей и объектов, т.е. на бесперебойную работу логистического конвейера, что требует создания процессной модели работы отделов пооказанию услуг.

      Исполнители и руководители

 При внедрении процессного мето­да для организации бизнес-процессов необходимо определиться с тем, кто будет координировать и создавать регламенты для исполнителей.
Если использовать для бизнеса правило 80/20, то окажется, что 80% затраченного